Рецензия на фильм «Жребий» / Salem’s Lot — трейлеры, дата выхода
Гемоглобинозависимые
Писателю Стивену Кингу грех жаловаться на количество экранизаций своих произведений. А вот жаловаться на их качество не грех вообще никому. С хорошими всё просто — они есть, а «Побег из Шоушенка» даже возглавляет топ-250 лучших художественных фильмов по версии IMDb. С плохими всё ещё лучше: их так много, что можно составить отдельный список самых плохих экранизаций Стивена Кинга — наверняка туда попадёт срежиссированный самим писателем триллер «Максимальное ускорение». Поэтому когда появляются вести об очередной экранизации маэстро пера и чернил, впору запускать тотализатор на предмет, окажется ли новая поделка шедевром или говном.
Новый «Жребий», основанный на одноименном романе 1975 года, имел немало предпосылок оказаться плохим фильмом. Судите сами: автором числится Гари Доберман, более известный как сценарист спин-оффов вселенной «Проклятия» Джеймса Вана, успевший, правда, приложить руку к дилогии «Оно» Энди Мускетти. В касте сплошь звёзды второй, а то и третьей величины — актёры с богатым послужным списком, которых вроде бы где-то видел, но тяжело вспомнить, где. Плюс перенос релиза, новости о досъёмках и релиз на стриминговой платформе Max в обход кинотеатров. Совокупность всех этих факторов неиллюзорно намекала, что кино будет очень не очень.
Что ж, не ходя вокруг да около, можно сходу резюмировать: «Жребий» действительно не удался. И причин сразу несколько. Фильм довольно строго следует сюжетной канве романа (за исключением финала), но это не идёт ему на пользу — для Кинга это был лишь второй роман в сверхуспешной карьере, поэтому назвать его выдающейся работой не получается. Несколько наивная, местами морально устаревшая книга, переложенная на киноязык, у современного зрителя скорее вызовет вопрос, почему вампиры при всех своих талантах и умениях не захватили человечество, проигрывая котикам в инвазивности.
При этом Доберман не рискует сделать шаг в сторону от бумажного первоисточника и привнести нечто новое в повествование — не то чтобы осовременить его, но хотя бы сильнее адаптировать. Отсюда ещё один недостаток: сухость повествования и картонность персонажей. Там, где у Кинга пространные описания мыслей придавали характерам живость, а истории глубину, у режиссёра всё выброшено на свалку ради хронометража. Вкупе с дефицитом харизмы и сколь-нибудь выдающейся актёрской игры получается душераздирающее зрелище. Следить за героями скучно, а сопереживать им не тянет настолько, что даже нотки квотированной повестки не раздражают — и без неё всё плохо.
Под стать и визуальная составляющая. Хотя действие происходит в небольшом городке, фильм будто подвержен клаустрофобной камерности, стесняясь выйти на простор и показать панораму. Здесь есть несколько кадров условной главной улицы с нависающим над городом мрачным особняком Марстен-Хаус, вид с холма да пробежка перед церковью в ночи. Но всё остальное время камера жмётся к действующим лицам, панически боясь оторваться от них и потеряться в этом огромном, жестоком и недружелюбном мире.
Но нельзя сказать, что в картине нет ничего хорошего. Отдельные эпизоды местами пробирают до дрожи. Например, брат-близнец сынка Хоумлендера, который ведёт себя как глава «Семёрки»: тот ещё упырь, летает да огненными глазами сверкает. В такие моменты понимаешь, почему и каким образом древние поверья о кровососах могли пугать, и становится горько от осознания, что весь потенциал упёрся в необходимость следовать сюжету книжного оригинала.
В сухом остатке многочисленные недостатки и недоработки «Жребия» перевешивают скудные удачные моменты. Простая, в общем-то, история за последние пятьдесят лет немножко устарела, а придающий ей глубину и шарм кинговский стиль в силу объективных причин остался за кадром. Никакой равнозначной или хотя бы достойной альтернативы Гари Доберман, режиссёр и сценарист, предложить не сумел. Посему «Жребий» ждёт печальная участь — быть преданным забвению в сонме остальных безвкусных экранизаций Короля Стивена. Пусть даже на фоне большинства из них фильм выглядит не так уж плохо.