Рецензия на фильм «Ирония судьбы в Голливуде» / About Fate (2022) — трейлеры, дата выхода
Дух авантюризма
Ромком он и есть ромком. Уже с первой фразы «Счастливый день», которую главные герои произносят фальшиво, хоть и синхронно (судьба же, ну), подступает щемящая жалость к себе от того, что фильм только начался. Агрессивно бодрая фоновая музыка напоминает, что зрителям сейчас должно быть весело, беззаботно и легко. В проекте, кажется, не хватает только Оуэна Уилсона, уж он в таком жутком киноматериале несравненный эксперт. Если бы актёры старались хотя бы наполовину так же хоршо, как он, всё было бы ещё терпимо, но этому фильму ничего не мешает лететь на дно несвоевременного контента. Премьера новогодней «Иронии судьбы в Голливуде» проходит осенью, что довольно необычно — кто откажется от самого прибыльного релизного периода? Так или иначе, кому-то не терпелось явить миру этот шедевр, праздник к нам пришёл, жаловаться не на что.
Хотя нет, вообще-то есть. Чем, по-вашему, был хорош фильм Эльдара Рязанова? Там прекрасные актёры, но дело не только в них. Несмотря на то, что в «Иронии судьбы, или С лёгким паром!» нет буквально ни одного приятного персонажа, кроме Ипполита (да и тот душный донельзя), в истории было что-то настоящее. Стремление разрешить себе порывистость и инфантильность во время, когда это казалось невозможным, хотя бы в Новый год поверить в чудо — любовь почти с первого взгляда, которая способна преодолеть расстояния и различия. Реальность, в которой серьёзные и умные герои ошибаются, а отважные и глупые получают всё, разрушая до такой степени одинаковый мир, что даже теряясь в другом городе, для тебя ничего не меняется.
В завязке картины заключена мощнейшая трагедия обыденности, а финал даёт надежду на чудо (поэтому снимать продолжение было огромной ошибкой) — и это очаровательно настолько, что даже не хочется рассуждать о странной Наденьке и маменькином сынке Жене. Само стремление видеть каждый год именно эту картину говорит о старшем поколении многое. Вряд ли на ребят помоложе у неё такое же влияние, не говоря уже о продолжении Тимура Бекмамбетова, где рекламы больше, чем самого фильма, а про каст лучше и не начинать. Перед тем, как воротить нос от голливудского релиза, стоит вспомнить об этом несравненном явлении кинематографа. Попускает.
Оригинальное название «Иронии судьбы в Голливуде» — About Fate, «О судьбе», но локализаторам надо было подчеркнуть, что это ремейк, нападка на наше, святое, чистое, вечное — хотя права на оригинальную картину «Мосфильм» с радостью продал, а режиссёр Марюс Вайсберг по факту взял из неё лишь основной конфликт и сцену в бане с русским другом главного героя. Но как же! Как же не блеснуть умом? Журналисты наперебой сравнивают фильм с заливной рыбой, поди поражаясь собственному воображению. Какие молодцы. Медаль им за остроумность. В любом случае, у подобного приобретения здесь, скорее, пиар-роль. Ты покупаешь не права на картину, а целую русскую традицию. В остальном есть гораздо более похожие между собой проекты.
Это всё, конечно, очень мило, но в целом фильм подаёт надежды, правда, крайне редко, легко не заметить. Эпизоды встречи в забегаловке смонтированы по типу начала «Секса по дружбе», когда зрителя пытаются слегка запутать — это выглядит неплохо, хоть и устарело. Та же картина с Милой Кунис и Джастином Тимберлейком пытается быть остроумной, высмеивая клише ромкомов. К тому же, там играют талантливейшая Патриша Кларксон, Вуди Харрельсон и даже Эмма Стоун.
За исключением ассоциации с фильмом 2011 года, приятного мало. Персонажи неприлично одномерные, как из картин нулевых, где герой лихой и придурковатый, а героиня пилящая и душная. Создатели, поди, думали, это смешно, мол, игра на контрасте. На самом деле это унизительно, много говорило об отношении к женщинам в индустрии и за её пределами. Потому и неудивительно: когда маятник качнулся в другую сторону, карикатурность сохранилась — теперь в кино героини сплошные Мэри Сью, а проработанных, сложных и противоречивых персонажей становится всё меньше.
Если у «Иронии судьбы в Голливуде» и была методичка для ромкома, создатели следовали ей безукоризненно. Истеричная героиня — есть! Её боевая подруга — в деле. Парень-тюфяк — куда ж без него! Его странный друг — тоже с нами! А где же красивая, поверхностная и коварная? Не беспокойтесь, её покажем в первую очередь.
Всё выглядит неестественно. В приложении для знакомств друг главного героя указал, что ему 29, но его глубокие морщины на лбу говорят, что он задолжал правде пару-тройку лет. Хотя, может, это как раз жизненно… Эмма Робертс будто думает, что она всё ещё в фильме «Оторва» про капризную школьницу, приспосабливающуюся к новым обстоятельствам. Лет в пятнадцать такое поведение забавно, но спустя какое-то время начинает выглядеть неловко. Возможно, и это отражает дух нашего времени. За последние десять лет мир сильно изменился. В комедии «Из 13 в 30» тридцать означали «успех и расцвет», а сейчас это всё ещё невинное детство. С точки зрения актёрской игры наименее выпадает из образа Томас Манн, а больше всего проработан характер героини Мэделин Петш, хотя в фильме у неё меньше всего экранного времени.
Почти совсем создатели не заморочились с героиней Бритт Робертсон, у неё вместо персонажа совсем картон. Она исполняет роль сестры главной героини, которая во всём успешнее своей нерадивой родственницы, но вообще-то не похоже, что это так. Даже когда по сюжету персонаж Эммы Робертс приходит к ней на свадьбу в белом платье (понятно, почему сестра её ненавидит), то больше напоминает невесту. Да, героиня второстепенная, но это была кульминация всей её, с позволения сказать, сюжетной линии — и даже в ней персонаж выглядит максимально обезличенным. И вот здесь пора вспомнить, что «Иронию судьбы в Голливуде» снял режиссёр, подаривший нам «Бабушку лёгкого поведения», а следующий его фильм называется «Уволить Жору» — и всё встанет на свои места.
Даже по меркам незамысловатого развлекательного кино в фильме хватает странностей, но не милых, а просто нереалистичных. Скажем, ни для одной нормальной пары вопрос использования чужой зубной щётки не будет предметом обсуждения. Главный герой может не шарить в контенте (потому в фильм и вставили о нём целую лекцию), но не в элементарной гигиене. Это лёгкое кино, поэтому к ряду вещей уже подходишь с готовностью принимать условности, как в эпизоде, когда в автобусе главному герою дают из ниоткуда взявшиеся спортивки. Но до какой степени можно притворяться, что всё в порядке? Где этот ромком окончательно забрёл на территорию фантастики? Когда главной героине дарят 58-летнее пальто или когда какой-то неудачник встречается с инстадивой, а девушка готова вернуться к парню, который выставил голого человека на мороз? Вряд ли кто-то всерьёз хранит ключи под цветочными горшками, и окно в магазине на ночь не остаётся открытым как по волшебству. В фильме для комичного эффекта девушки целуют незнакомых им парней, которые сами, надо сказать, к такому счастью не рвались — и это сработало бы… Лет десять назад, а сейчас смотрится странно (мягко говоря). К тому же, все мы знаем реакцию аудитории на обратную ситуацию. Просто наблюдение… Так что нет, это не работает. Сознание Вайсберга витает в нулевых, и это даже пугает. Зато в фильме красивые котики. Совершенно прекрасные.
Да и в целом картина могла сработать. Людям нравится иллюзия того, что всё может измениться за один день, важные решения — не окончательные, можно преодолеть все преграды, но по правде нашу и голливудскую «Иронию судьбы» роднит идея побега. Все герои там находятся на пороге брака, и им очень страшно, а потому они готовы на всё, лишь бы не доходить до финальной точки. По счастью, каждому из них и в оригинале, и в ремейке подворачивается такая возможность, кроме Гали, наверное — но такая никуда и не побежит, ещё и сама макушечку на ёлку наденет (что в фильме, кстати, подаётся с нескрываемым осуждением, мол, слишком уж самостоятельная). Судьба не причём, люди просто боятся последствий своих решений и придумают что угодно, чтобы переложить ответственность на высшие силы. Фильм покажет это в одном коротком монологе, втиснув туда фразу, мол, в наше время главное — умение отличать знаки судьбы от таргетированной рекламы. До чего же старая шутка.
Концепт голливудского ремейка, очевидно, крутится вокруг темы судьбы, но даже по меркам ромкома в картине с ней перебор. Одинаковые любимые картины, татуировка, фразы — казалось, к концу фильма выяснится, что главные герои — близнецы, которых разлучили в младенчестве. Сказать «Я люблю „Завтрак у Тиффани “» всё равно, что сказать «Я люблю розы» — вот это редкость! Всё это очень слабая калька на типичные ромкомы нулевых, но надо сказать, не раздражающая — и на том спасибо.