Обзор игры Selfloss
Казимир и утраты
Selfloss — произведение сложное во многих отношениях. Тут не только история о потерях в жизни человека и смирении с ними, но и интересный геймплей, который чем дальше, тем сложнее. А ещё это всё порой ощущается, как этакий первостатейный бред, особенно когда начинают летать киты.
Главный герой, старый вояка по имени Казимир, по некоторым причинам решил свести счёты с жизнью, но ему не дали. Вместо этого деду вручили специальный посох и отправили дарить утешение страждущим — дескать, только так он сможет помочь самому себе. Старичок пусть и бывший воин, но уже настолько древен, что особых боевых навыков от него ожидать не стоит. Впрочем, у него есть посох, в котором заключена сила — штука универсальная, ею можно и головоломки решать, и тварей развоплощать, и себя от заражения почистить. А то ведь мир, оказывается, начала захватывать скверна, которая порождает всяких тварей — таких только лучом из посоха и можно уничтожить. Ну, разве что особо опасных придётся сначала обратить светом в камень, а потом ещё и разбить серпом.
А вокруг меж тем какая-то смесь славянских мифов со скандинавскими. Здесь есть великаны, с которыми когда-то шла война у людей. Но не только они, внезапно появляются Кощей и Баба-Яга, а в какой-то момент Казимир помогает даже божественной черепахе! Мир Selfloss получился насыщенным, пусть и компактным. Всего пять глав, в каждой из которых есть немножко метроидвании. Всякий раз Казимиру необходимо провести обряд и помочь кому-то избавиться от горя. То есть отпустить мёртвого. Здесь не шутят, лишь лечат искорёженные души.
В перерывах между разборками со скверной Казимир плавает на лодке. Это — изрядная часть игры: в каждой главе предстоит много путешествовать по воде, попутно избегая опасностей. Здесь и морские враги, и всевозможные препятствия из скверны, которые ещё нужно понять, как обходить. Даже есть чисто морской фрагмент на ориентировку в пространстве. Плюс обязательно плавает некая рыба, из которой необходимо извлечь духовную эссенцию, чтобы продвинуться дальше. Чтобы это сделать, приходиться заняться местной «рыбалкой». Осветить рыбу лучом, а потом не дать удрать, гонясь за ней по всему водоёму. Даже загадки есть — всё как на суше.
И подумать-то приходится не только над головоломками. Зачастую даже победить врага — напрягающая извилины задачка, потому что игра не разбрасывается объяснениями за пределами базовых механик. Так, в определённый момент лодке дадут возможность ускоряться и пробивать барьеры, но вот что этой способностью нужно побеждать некоторых врагов придётся понимать самостоятельно — никто тут за ручку не водит. Впрочем, зачастую достаточно лишь не бежать сломя голову и немножко подумать — сильно ломать голову Selfloss не заставляет.
Боссов нет так уж и много, зато Кощей выступает аж в трёх ипостасях. Иногда даже не надо сражаться, от одной твари нужно просто убежать в стиле Краша Бандикута — с камерой, уткнувшейся герою в лицо. Разнообразия в игре вообще вполне достаточно — и в плане задач, и по разнообразию врагов. Ну а для любителей собирать всякое приготовлены специальные каменные врата и свитки, которые содержат информацию о лоре и персонажах истории. Найти их не так-то просто, зачастую необходимо ещё и решить головоломку.
Графика симпатичная (спасибо Unreal Engine), но стилизованная, чем-то похожая на прошлогодний Jusant. Только здесь практически нет ярких красок, всё тона притушены. Эффектами не разбрасываются, но они есть и смотрятся весьма неплохо, в том числе игра со светом и тенью и всякие летающие полупрозрачные создания. Что удивительно эту игру сделали всего три человека (наших, из компании Goodwin Games) — для столь маленького состава это и вовсе достижение.
В итоге из Selfloss получилась игра, которая кажется небольшой, но в реальности может затянуть и часов на 12, и даже больше. И это не какой-то там симулятор ходьбы, а именно что полноценная игра со множеством механик, разными загадками, а главное — вызовом, который чем дальше, тем жёстче. Помочь Казимиру разобраться со своим горем, а заодно и помочь другим — хорошая задача. Просто помните, здесь принято сначала думать, а потом делать.