Рецензия на фильм «Орудия» / Weapons (2025) — трейлеры, дата выхода
Внеклассная работа
Неизвестность.… Всего тринадцать букв. Но пугает отнюдь не помеченное суевериями числительное, пугает сама неизвестность по сути. Древний страх темноты обусловлен прежде всего неизвестностью — что таится под покровом мрака, куда не проникает взор? Может, там притаился голодный хищник? Или нечто ужаснее, что-то, чего не может постичь ограниченный разум? Кто знает.
Неизвестность и неопределённость — важные элементы хорроров. Не фундаментальные, конечно: в жанре существует слишком много ответвлений, чтобы вычленять лишь один аспект. Кому-то подавай буффонадную кровищу, литрами льющуюся из тупой школоты, кто-то предпочитает наблюдать за расчленёнкой при помочи бензопил, мачете и прочего колюще-режущего инвентаря, а кому-то хватит мутировавших каннибалов или подземных одичалых людоедов. Но спрос на томительное ожидания разгадки в вязкой атмосфере неизвестности тоже имеет место.
Собственно, «Орудия» Зака Креггера опираются как раз на таинственность происходящего. Однажды ночью, ровно в 2 часа 17 минут, 17 детей из одного класса, вдруг встают со своих постелей, выходят наружу и убегают в неизвестном направлении. С тех пор их никто не видел. Убитые горем родители обвиняют в произошедшем учительницу детишек — единственное, что связывает их всех вместе. Есть ещё одноклассник Алекс, скромный тихоня, которого по непонятным причинам миновала чаша сия. Вопрос о том, что случилось в ту ночь с детьми, является главной интригой картины и краеугольным камнем сюжета.
Проще всего фильм описать фразой: Стивен Кинг написал современную адаптацию легенды о Гамельнском крысолове. Здесь действительно полно кинговских вайбов: маленький городок, соседи, готовые в мгновение ока окрыситься друг на друга, несколько персонажей, чьи истории переплетаются в тугой узел, маленький мальчик в качестве одного из них. Возможно, если показать кино несведущему человеку, то он запросто перепутает его с очередной экранизацией Короля Ужасов. И это, если что, комплимент.
Продолжая нахваливать Креггера, нельзя не отметить, что с визуальной точки зрения «Орудия» тоже радуют. Отличная операторская работа, грамотные ракурсы, подчёркивающие и без того параноидальные настроения, музыкальное оформление, построение повествования — всё это работает на созданную с первых кадров атмосферу. Контраст монотонной обыденности, граничащей с случившимся, выходящим за рамки нормальности инцидентом, не то, чтобы довлеет над персонажами (и зрителем), но незримо присутствует в кадре. Добавляют изюминки ночные кошмары — они не фонтанируют инфернальностью и алогичностью, но в контексте переживаний героев вписываются гармонично.
И вот тут пора перейти к тому, что некоторые граждане сочтут недостатком. Всё вышесказанное применимо к первой половине фильма. Аккурат после первого часа режиссёр и сценарист активирует приём, который, после предыдущего «Варвара», уже можно считать авторским почерком — интрига внезапно раскрывается, а акцент смещается с саспенса на действие. И данное художественное решение не всем придётся по вкусу.
При просмотре возникает лёгкое чувство разочарования и диссонанса: вот нам заботливо накручивали нервы, напуская таинственности и загадочности, а вот буквально за пару сцен практически целиком и полностью объясняют основную загадку. Затем, когда лёгкий ступор проходит, а кино продолжается, Креггер предлагает закрепить пройденный материал, повторив практически всю историю, но уже с учётом открывшихся фактов. И тут уже не так интересно смотреть.
Есть скромное мнение, что лента значительно выиграла бы от жёсткой продюсерской руки с монтажными ножницами. Хронометраж в два часа сам по себе не такой уж большой, но в конкретном случае он наполнен совершенно лишними деталями. Линию полицейского офицера в исполнении Олдена Эренрайка можно вырезать почти всю — и целостность повествования ничуть не пострадает. Финальные сегменты стоило бы объединить в одну часть, выкинув ненужные сцены, а пояснения для самых недогадливых пустить в качестве нарезки или флэшбеков. Такой подход убил бы сразу двух зайцев одним выстрелом: добавил бы динамики в происходящее и сократил бы более прямолинейную часть до приемлемого минимума.
После просмотра приходит осознание, что Зака Креггера со Стивеном Кингом роднит ещё неумение делать концовки. Если вступление цепко захватывает внимание нетривиальностью, то банальный финал с невнятным посылом заставляет удивленно задуматься «И что? Это всё? Ради чего это было?» Запоминающегося послевкусия у фильма, увы, нет — всё самое интересное сконцентрировано в первой половине, а многое из этого уже было показано в трейлерах.
«Орудия» — фильм неровный. Ему не хватает чёткого авторского видения, чтобы затесаться в анналы классики или просто стать выдающимся произведением. В то же время назвать кино откровенно плохим означает погрешить против истины — здесь полным-полно собственных достоинств и плюсов. Пожалуй, самым оптимальным вердиктом будет уверенная средняя оценка с пожеланием лично ознакомиться с картиной — несмотря ни на что, она этого заслуживает.